Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба)

Коллекция сочинений: Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба)

XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в «минуты роковые» российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда на­дежды на обновление мира соединялись с тревогой и насто­роженным отношением к неизбежным переменам в жизни русских людей. Многим писателям судьба уготовила серь­езные испытания, но путь истинного художника никогда не бывает простым. Одним из тех, кто никогда не боялся жизни и не переставал работать над собой, был А. Куприн. Его произведения давно стали любимыми для русских лю­дей, его имя известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако жизнь писателя не менее интересна, чем его книги.

С самого начала А. Куприну приходилось полагаться на собственные силы и мужество. Отец умер, когда сыну был год, поэтому с раннего детства мальчик был вынужден жить в «больших казенных домах». Он прошел обычный по тем временам путь сироты «из благородных»: московс­кий пансион, Вторая московская военная академия, Алек­сандровское военное училище, четыре года службы в пе­хотном полку. Но трудностей писатель не боялся никогда. А. Куприн рвался увидеть и испытать все, что доступно че­ловеку. После отставки наступил период столь желаемой писателем воли, открылась, как он сам говорил, «большая, широкая, свободная жизнь». Сколькими профессиями гор­дился А. Куприн! Вся жизнь его была стихией, в которую он бросался очертя голову. Биография писателя напомина­ет авантюрный роман. Он прыгал со второго этажа и отка­зывался от обещанного за это поцелуя взбалмошной да­мочки; верхом на лошади въезжал в ресторан, чтобы вы­пить рюмку коньяка; со знаменитым Уточкиным летал на воздушном шаре, а с борцом Заикиным — на аэроплане. Все эти приключения, как и все профессии, которые пере­пробовал А. Куприн, были необходимы ему для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы рассказать о циркачах, даже бывал судьей на бор­цовских состязаниях. Жизненные впечатления писатель ценил на вес золота. Он жадно впитывал все, что видел и слышал, чтобы потом перенести на бумагу. Знакомясь с произведениями писателя, легко представить вехи его судь­бы, понять идеалы. В ранний период творчества А. Куприн испытал сильное влияние натурализма. В рассказах «Лун ной ночью», «Капризы дивы» автор размышляет над ро­лью случая в человеческой жизни. Эти произведения обычно называют подражательными. По-настоящему об А. Купри­не как о талантливом писателе заговорили после появле­ния повести «Молох». В этом произведении автор высту­пил беспощадным обличителем современного ему капита­листического общества. Языческий бог Молох стал символом буржуазной цивилизации, хищничества и наси­лия. Писатель показал, что в жестоком и фальшивом мире духовные ценности превратились в предмет купли-прода­жи. Безоговорочное отрицание устоев буржуазного обще­ства связано с образом интеллигента и гуманиста Боброва, которому вверены многие авторские мысли. Но, к сожале­нию, главный герой повести, наделенный обостренной со­вестливостью, оказался слишком слабым, чтобы протесто­вать. Как и многие русские писатели, разочаровавшиеся в буржуазных ценностях, увидевшие их пагубное влияние на человеческую душу, А. Куприн искал свой нравственный идеал среди людей, не изуродованных денежными отноше­ниями. Его героями становились «естественные» люди: бро­дяги, нищие, артисты («Белый пудель», «В цирке»). Ярче всего особенности мировоззрения писателя в этот период воплотила повесть «Олеся». В основу произведения поло­жен конфликт между красотой, цельностью главной герои­ни и безобразием современного мира. В образе Олеси дан глубоко народный характер, сохранивший в неприкосно­венности свое величие и чистоту. Обаяние героини — в ее благородстве, яркой самобытности, способности безогляд­но отдаваться любви, не становясь пленницей своих чувств. Однако идеал писателя неосуществим. Как отмечал один литературовед, «природный» человек ‘чувствует себя сво­бодным «только на своей территории». Для героини гибель­но соприкосновение не только с городской цивилизацией, но и с патриархальной деревней. А. Куприну пришлось «спрятать» свою полесскую колдунью от людей. Ее попыт­ка общения с ними заканчивается трагически.

С поражением России в русско-японской войне и нача­лом первой русской революции открылись новые пути для литературы. Под влиянием исторических событий и соб­ственного опыта А. Куприн пишет повесть «Поединок».

Художественный смысл сцен, картин, эпизодов произведе­ния составляет осуждение «мертвой пустоты жизни» (жиз­ни в целом, а не только армейского быта), всего, что уро­дует человеческую душу. О торжестве разумных, чистых, искренних отношений страстно мечтают наиболее близкие автору герои — Ромашов и Назанский. Последний пред­чувствует неотвратимость глубоких социальных потрясе­ний, в итоге которых жизнь человеческая «станет сладким трудом, свободной наукой, дивной музыкой, веселым, веч­ным и легким праздником». Устами этого героя высказаны многие идеи, мысли и настроения писателя. Ромашов же — воплощение любимого авторского образа правдоискате­ля и гуманиста, в размышлениях и поступках которого отразилась проблема выбора человеком пути к истине и справедливости. Изображая этого молодого героя, А. Куп­рин прослеживает процесс духовного «распрямления» лич­ности. Но, увы, соприкоснувшись с жизнью и сделав пер­вый шаг на пути к самостоятельности, герой гибнет. Его смерть — приговор бесчеловечной, жестокой действитель­ности. В годы реакции писатель все чаще обращается к теме любви, которая изображается как «первоисточник мира и его властелин». Авторское отношение к одному из прекрас­нейших человеческих чувств легко понять, прочитав «Оле­сю» и «Поединок». Но окончательно концепция любви оформляется к моменту написания повестей «Суламифь» и «Гранатовый браслет». А. Куприн изображал ее как чув­ство, возносящее «в бесконечную высь ценность человечес­кой личности». Любящий человек должен быть способен на самопожертвование, нравственный подвиг. Требования писателя очень высоки, потому что любовь для него — это божественный дар, которым наделены только по-настоя­щему талантливые люди. В повестях А. Куприна один из двух героев приносит себя в жертву, чтобы пробудить душу другого. В бескорыстном служении своему избраннику пи­сатель видел подлинный смысл любви. «Девушка из ви­ноградника» Суламифь в одноименной повести подарила возлюбленному новый взгляд на мир. К моменту первой встречи знаменитый царь Соломон подошел пресыщенным всеми благами, равнодушным к себе и печальным. Любовь к Суламифи открывает ему небывалое счастье и новое понимание бытия. С прекрасной девушкой уставший, разоча­рованный человек заново переживает свою молодость. Так же естественно, как дарила любовь, Суламифь отдает жизнь, спасая Соломона. Если иудейский царь и его из­бранница — личности романтические, необыкновенные, то герой повести «Гранатовый браслет» — человек совершен­но, казалось бы, прозаический. Он всего лишь скромный телеграфист. Но социальное положение ничего не значит, когда речь идет о способности любить. Незаметный Желт­ков наделен великим даром платонической любви к жен­щине. Ценой своей жизни он пробудил душу Веры Никола­евны, которая вдруг поняла ненормальность своей разме­ренной, но фальшивой жизни.

В большинстве произведений А. Куприна печальный фи­нал, хотя его самого считают самым жизнелюбивым среди русских писателей. Гармонии с миром он достигал благо­даря творчеству, которое приносило радость и удовлетворе­ние. А, Куприн был счастливым человеком очень долго — до отъезда в эмиграцию. Восемнадцать лет, проведенные за границей, писатель впоследствии назвал годами своего не­счастья. Вдали от родины ему жилось хуже, чем кому-либо. Сам он говорил: «Мне нельзя без России. Я дошел до того, что не могу спокойно письма написать туда, ком в горле». Русским, живущим во Франции, писатель посвятил роман «Жанета» В нем показана душевная драма человека, оди­нокого, всеми забытого в чужой стране. Эти переживания стали глубоко личными для А. Куприна: невыносимой была скитальческая жизнь изгоя. В конце концов он принял ре­шение вернуться домой. Незадолго до смерти писатель ска­зал жене: «Мамочка, как жизнь хороша! Ведь мы на роди­не? Скажи, скажи, кругом — русские! Как это хорошо!»

А. Куприн прожил нелегкую, но яркую жизнь и напи­сал прекрасные книги. Мы благодарны ему за глубокую че­ловечность, тончайший талант, любовь к своей стране, не­поколебимую веру в счастье. Произведения А. Куприна — это своеобразная энциклопедия нравственно безупречных человеческих желаний и чувств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания по всем предметам