Петербург Достоевского это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев

В русской литературе XX века этот дивный и призрачный город воспевали поэты серебряного века: А. Блок, А. Ахматова, А. Белый. Петербург Достоевского – это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. «В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, «оторвавшегося от божественных первооснов» Н. Бердяев. Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном духовном пространстве, несколько напоминающем гоголевский и некрасовский город, но еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно. Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворы-колодцы, Сенная и Канава, убогие, темныекомнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями – вот фон, на котором завязываются конфликты и трагедии «самого петербургского» романа Ф. М. Достоевского – «Преступление и наказание».

Во мраке медною главой:

Прекрасная панорама пушкинского города почти исчезает, сменяясь картиной лишений, отчаяния, картиной страдания безнадежного и бессмысленного.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка:» Такой Образ Петербурга заслоняет в романе

Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы, так разительно не похожая на норму человеческого бытия. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке, недаром совершенно иной пейзаж возникает в эпилоге романа.

Береговой ее гранит,

Петербург в «Преступлении и наказании» – город одиночества. Нигде нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Необъяснимый холод чувствует в столице Раскольников. Несчастье обитать в Петербурге ломает судьбы героев, приводит их к предельному отчаянию. Не случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву.

Невы державное теченье,

Если вспомнить, что «желтый дом» означало – сумасшедший дом, то символика желтого цвета становится очевидной. Ведь недаром же Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших.

Внутренняя драма героев романа весьма своеобразным приемом вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие постоянно перебрасывается из душных убогих комнат в шум столичных кварталов. Здесь отсчитывает Раскольников свои роковые 730 шагов до дома старухи процентщицы и затем всенародно кается на Сенной площади, на улице погибает под колесами щегольской коляски меладов, на мостовой истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой сводит счеты с жизнью Свидригайлов.

Многие блуждания главного героя происходят на закате мотив заходящего солнца. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге. Не соответствующей географическому расположению Петербурга описана летняя жара, которая усиливает вонь распивочных, лето не превращает столицу в «город Солнца», а только усиливает ее гнетущее воздействие на душу. Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе. В душных, темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье и рождаются зловещие теории, разрешающие «кровь по совести». На грани безумия оказывается Раскольников, кончает с собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ивановна. Трагическое ощущение бессмысленности и враждебности жизни отличает описание Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Прекрасный и величественный «град Петров» встает со страниц лирики А. С. Пушкина. Петербург для Пушкина – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости ее народа. В произведениях Н. В. Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии «Петербургские повести». Близок к Гоголю и Петербург некрасовский. Перед читателем разворачиваются картины страданий «униженных» и «обиженных» на фоне чванливых и помпезных «парадных подъездов».

Ф. М. Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу человека пагубное влияние. Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость и смрад, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения. Это неживая материя, которая подавляет, порабощает человека, задыхающегося в этих каменных бесчувственных громадах. «Город – трагическая судьба человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве» Н. Бердяев.

Кто неподвижно возвышался

Влияние города на психику Раскольникова неоднократно подчеркнуто в романе. Исследователи творчества Достоевского не раз обращали внимание на символику имен, чисел и цвета в романах писателя. В «Преступлении и наказании» основным цветом является желтый: в комнате Раскольникова грязные желтые обои, само лицо героя во время болезни становится желтым, в комнате Сони – желтоватые обои, в кабинете Порфирия Петровича мебель из желтого дерева, лицо следователя темно-желтое; в квартире старухи процентщицы желтые обои, мебель из желтого дерева, картины в желтых рамках, сама старуха носит пожелтевшую кацавейку, на Петровском острове ярко-желтые домики: и т. д. Вообще в романе очень мало красок, и ни один Цвет, кроме желтого, не повторяется много раз. Вероятно, это имеет в романе какой-то существенный символический смысл. Критик В. Кожинов сопоставляет слова «желтый» и «желчный». «Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и мира. В этом взаимодействии и кроется тот сложный и напряженный смысл, который приобретает в романе слово «желтый», – пишет В. Кожинов.

Городской пейзаж в «Преступлении и наказании» – пейзаж психологический. Он органически связан с внутренним миром героев, с их душевным состоянием. Он порождает преступный замысел Раскольникова и предопределяет его мучительную внутреннюю борьбу, его лихорадочные блуждания. В Петербурге, нарисованном в романе Достоевского, жизнь приобретает фантастические, уродливые формы. Реальное кажется подчас кошмарным видением, а бред и сон – реальностью.

И львов, и площадь, и того,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания