Последний срок – сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы

“За свою жизнь старуха рожала много и любила рожать, но теперь в живых у нее осталось пятеро…” Скромный и вовсе не новый сюжет, обыденный материал — так откуда же ощущение радости, которое оставляет повесть Валентина Распутина? Ну старуха, восемьдесят лет прожила, детей нарожала. В живых остались двое сыновей и три дочери.

У младшего, Михаила, который один из всех остался в деревне, она и доживает свой век. Теперь при смерти, и собираются проводить ее в последний путь дети, взрослые уже и совсем разные. Распутин в своей первой, создавшей ему имя, повести “Деньги для Марии” также не пользовался остросюжетными приемами. Продавщица сельмага ждет ревизии, а товары в те годы было принято иногда отпускать под запись, на доверие, в долг, хоть и была эта практика незаконной.

И едет ее муж по родственникам и друзьям в надежде занять деньги, иначе посадят жену. Да, первая повесть не отличалась особой оригинальностью сюжета, но читалась на одном дыхании, так как вставали за кажущейся простотой сложные и своеобычные характеры русских людей. Характер старухи Анны принадлежит к тому же социальному типу — типический народный образ деревенской женщины, выдюжившей терпением и трудом и голодное детство, и страшное испытание войной, и неустроенность послевоенных лет.

Выстоявшей на всех ветрах — и не загрубевшей, не очерствевшей душой. Эта внутренняя безмерная доброта и деликатность Анны, почти детская незащищенность, незамутненность нравственной чистоты и человечности без тени сентиментальности переданы в повести. Смертью, а вернее — жизнью, главной героини проверяется ее дети. Для них смерть матери — высокая трагедия, так “IK мать уходит из жизни, отдав им все.

Для автора же трагедия (или драма) то, что дети ее — Люся, Варвара, Илья, Михаил — не выдержали проверки на человечность. Суровым приговором завершается эта столь скромная по жизненному материалу повесть. Страшно читать о том, как совестится мать, одновременно тихо радуясь последнему счастью, совестится того, что держит детей при себе, отрывая их от важных дел. Как будто могут у них быть дела более важные…

Самое страшное — в тех наигранных, лживых словах, которыми прощаются они с матерью, в глубине души зная, что это последние слова: “И не обижайся на нас. Так надо”. Надо не по закону человечности, а по закону суеты.

По душевной тупости, внутренней заскорузлости, а проще — недостатку доброты. “Выздоравливай, мама. И не думай ни о какой смерти”. Она не боялась умереть.

“Больше тратить в себе ей нечего, выкипела до последней капельки. А что, спрашивается, видела она в своей жизни? Всегда одно и то же: теребили о чем-нибудь ребятишки, дичала скотина, ждал огород, а еще работа в поле, в лесу, В* колхозе — вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам, задержать в глазах и душе красоту земли и неба”.

Повесть кончается печально: дети разъехались, а мать сразу после их отъезда умерла. Срок был последним и кратким. А дети… что ж, такова жизнь.

Но протест против такого конца в душе каждого читателя. Высокая нравственная чистота восьмидесятилетней матери и душевная черствость ее великовозрастных детей — страшный контраст, который запоминается надолго. Нравственный суд завершен.

Вопрос поставлен. Немалой важности вопрос — об угрозе бездуховности, о сострадании и милосердии, о том, что такое человек и что такое человечность. Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской области.

Первые сборники рассказов и очерков Распутина были напечатаны в 1965-1967 годах: “Василий и Василиса”. Известность ему принесла повесть “Деньги для Марии”. Казалось бы, описана обычная ситуация недостачи, обернувшаяся трагедией для Марии.

Однако проблематика романа глубже: вскрытие нового явления в деревне – активизация денег. Автора увлекали характеры своей естественностью, внутренней красотой. Такие характеры он открыл в сибирской деревне. Новое содержание нашло свою форму в повестях: “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой”, главы из книги “Сибирь, Сибирь…

” (80-90-е).Совершенно реальные ситуации и характеры старой и новой деревни стали поводом для философских размышлений автора о проблемах бытия: о жизни и смерти, верности и предательстве, о благодарности и памяти. “Прощание с Матерой” – продолжение драмы народной жизни в философско-нравственном аспекте. Сюжет произведения – история затопления острова с одноименным названием.

Люди представлены в момент расставания с землей. Однако этот частный случай – только основа для авторских размышлений.”Прощание с Матерой” – обобщенно-символическая по смыслу драма, в которой речь идет о человеческой памяти, верности своему роду.

Главная героиня – Дарья. Одной из основных черт ее характера является чувство сохранения памяти, ответственности перед предками. Тот же вопрос, обращенный к себе и детям, к прошлым и будущим поколениям, поставленный еще Анной Степановной (“Последний срок”), теперь с новой силой звучит и в речах Дарьи, да и во всем содержании произведения: “И кто знает правду о человеке: …Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения?

Ничего он не чувствует. Ничего не понимает”. Дарья находит главную часть ответа: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”.

В повести описан конфликт “отцов и детей”, поскольку нравственному дому Дарьи противопоставлена позиция внука Андрея, вдохновленного всем новым, прогрессивным. Повесть исполнена символики: в Матере мы угадываем символ жизни, а возможно, нашу землю; в Дарье – хранительницу этой жизни, мать, устами которой говорит сама истина. Эта повесть – своеобразное предупреждение об опасности, грозящей матери-земле, “подобно острову”, затерявшейся “в космическом океане”. В повести много других символических образов: символический образ избы, которую Дарья обряжает перед сожжением; туман, который прячет остров.

И, лишь отвлекаясь от реальной конкретности содержания, становится понятна решимость Дарьи и ее подруг не расставаться с Матерой (землей) и разделить ее судьбу. В целом повести свойственна острая публицистичность, высокая толстовская назидательность, апокалиптичность мировосприятия. Звучание центральной темы несет в себе высокую библейскую трагичность.

В критике оспаривался финал повести, возражение вызывала концепция произведения, вступающая в противоречие с идеями прогресса. Конечно, содержание произведения и его финал сложны для восприятия, а потому есть основания для различных интерпретаций. И тем не менее невозможно отождествлять автора и его героев, авторскую позицию с мнениями и идеями, которые отражают героини. Отвечая на вопрос о том, какие герои его, как писателя, привлекают, В.

Распутин заметил: “…Больше Дарья. Для писателя нет и не может быть человека конченого.

Мы должны судить или оправдывать. Или-или… старайтесь понять, постичь душу человеческую. Пока жив человек, каким бы плохим он ни был, есть надежда, что точка в его судьбе не поставлена”.

Таким образом, “Прощание с Матерой” – произведение о судьбе сибирской деревни, о крестьянах. Среди особенностей распутинской прозы можно отметить возвращение к “неприметному” герою, стремление автора перенести внимание от исследования характера героя к исследованию исторической судьбы крестьянства. В его повестях поэтической многозначностью и символичностью наполняются понятия-образы дома, земли.

Эти образы закономерно могут свое место в ряду найденных русской литературой художественных ассоциаций. Сочинение Распутин B. – Прощание с матерой Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, и их так много, вот он уже выпустил первую тоненькую книжечку очерков, а затем и рассказов в провинциальном издательстве – и таких тысячи, но вот он публикует “Деньги для Марии”, “Последний срок”, потом “Живи и помни”, “Прощание с Матерой” – и огромный успех, Государственная премия, всесоюзная и мировая известность. Он уже единственный в своем роде писатель и человек, всеми замеченный, прочитанный, обсужденный, переведенный на десятки языков мира. Чтобы написать такую глубинную по содержанию книгу, как “Прощание с Матерой”, нужна, конечно, не только талантливость писателя, чуткость художника, упорная тщательность в работе, но и глубоко личная уязвленность тем конкретным сюжетом, которая ляжет в основу творческой работы писателя. Это последнее условие лежит у Распутина на поверхности. Деревня его детства Атамановка сама оказалась на дне Братского моря. Писатель очень любил свою деревню, да и как не любить свою родину, место, где ты родился. Любовь к “малой” родине – это все равно что любовь к матери. Мать воспитывает ребенка, а природа выращивает. Ведь именно матушка-земля кормит, поит. Красота ее лугов, полей, лесов воспитывает наилучшие качества души человеческой. Так разве можно оторвать сына от матери, тем более такой красивой? Конечно, это противоестественно. Красоту края, очарование природы мы можем оценить, исходя из воспоминаний самого Валентина Распутина: “Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоду и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, а потом снова шли в лес – больше наших радостей и наших занятий была связь с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и святые воспоминания”.Склонность Распутина к глубинному созерцанию природы, способность чувствовать окружающий мир, несомненно, черпается из опыта общения с природой в избранные моменты проникновенного с ней контакта. Всю эту необыкновенную красоту первозданной природы и необычайную грусть при расставании с ней отражает Распутин в повести “Прощание с Матерой”.Распутинское “Прощание с Матерой” одновременно и идейный гребень и итог целого направления нашей литературы шестидесятых – семидесятых годов. Повесть “Прощание с Матерой” не случайно начинается со слов: “И опять…” Это не просто описание какой-то конкретной весны, а обобщающий взгляд на то, что “бывало много раз”-, внутри чего всегда находилась Матера: опять ледоход, зелень, возвращение птиц, первые дожди, начало сева. Глазами Дарьи производит Распутин смотр острова, его природного ландшафта. “От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке – не потому ли и назвалась громким именем Матера”. , Деревня, обитающая на этом острове, повидала на своем веку многое. Знала войну, наводнение, и пожар, и голод, и разбой. Была в деревне и церквушка, как положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и с другой протоки. Худо-бедно жила деревня, отделенная от внешнего мира быстротечной водой Ангары. Здесь росли ребятишки, гуляли молодые, доживали свой век старые. Но вот страшное известие сотрясло мирную деревушку: строившаяся поблизости гидроэлектростанция вскоре затопит деревню Матера. Любой разговор, о чем бы он ни был, в какое бы время ни перебрасывался, кого бы ни метил, кончался он всегда одним: подступающим затоплением Матеры и скорым переездом. Конечно, власти позаботились о жителях и выделили каждой семье дом в новом поселке городского типа и в скором времени все должны были переселиться. Но хотели ли переезжать жители? На этот вопрос каждый отвечал по-разному. Одни были рады предстоящей смене обстановки и не скрывали этого. Клавка Стригунова так и говорила: “Давно надо бы
ло утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить – средь воды… как лягушки”.Конечно, в большинстве своем молодежь была рада переселению, ведь не было у них за плечами тех лет жизни на острове Матера, как, например, у старшего поколения. Самая старая в деревне – старушка Дарья. Характер видения Дарьи поражает редкой конкретностью и точностью, она настоящий “философ”, со своей глубоко оригинальной мировоззренческой интуицией и системой ценностей. Ты не просто человек, творящий себя с нуля или которого с того же нуля формирует жизнь, ты – сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе все: само существование, оставили в наследство навыки, умения, средства. Таково внутреннее, неизымаемое ощущение Дарьи. Отсюда и ее глубоко личная ГДЗ ответственности перед умершими. Поэтому переселение для нее смерти подобно. Часто с Дарьей проводит время Настасья, а также Сима с внуком Колей, который “смотрел на старух с каким-то недетским, горьким и кротким пониманием”. Заходил и Богодул, “ступая медленно и широко, тяжелой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнезда”. Старухи Богодула любили. Неизвестно, чем он их привораживал, чем брал, но только заявлялся он на порог к той же Дарье, она бросала любую работу и кидалась к нему встречать, привечать. Они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. “Тут все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собственными глазами ясно и просто – как оплачут, куда отнесут, с кем рядом положат”. В 1987 году в издательстве “Художественная литература” вышла книга Валентина Распутина, в которую вошли его повести и рассказы. Свое призвание Распутин определил так: “Когда нужно стоять за совесть, за правду, литература идет туда, где требуется. Писатель – это не просто профессиональное, а все больше общественное понятие, и от гражданских проблем ему не уйти. Литература давно, а в последнее время в особенности, добровольно взяла на себя обязанности общественного мнения”. Именно общественным проблемам он и посвятил свои произведения. Я прочитала всю книгу, но рассказать хочу о наиболее понравившейся мне повести “Прощание с Матерой”. Это произведение посвящено нравственным проблемам в современной деревне. Сюжет повести взят из жизни самого писателя. И это легко угадывается при чтении. Матеру ждет участь Атамановки – родной деревни писателя, которая находилась в зоне затопления, когда строилась Братская ГЭС. И вот остров, имя которого срослось с землей, должен уйти под воду. А это, как ни ряди – смерть, перед лицом которой раскрывается человек, его истинная суть. Затопление деревни и связанный с этим переезд для кого-то трагедия, а для кого-то пустяк. Трагедия для старушек, проживших всю жизнь на этой земле, собравшихся здесь и умирать. Старухи и сами понимают, что уход с острова неизбежен, но их тревожит, как легко люди прощаются с родными местами, как бесцеремонны с могилками, за которыми вековая жизнь деревни и память об ушедших. Сами миры, в которых живут старушки и молодые, очень не похожи. Молодому парню, приехавшему сжигать деревню, непонятно, зачем старухе надо убирать избу, которую все равно сожгут, тогда как для нее это целый ритуал и устоявшаяся привычка. Читая повесть, я чувствовала, как переживает автор, как небезразлично ему все происходящее. Но он не ищет правых или виноватых, не очерняет одних и не подкрашивает других, а правда сама находит каждому место в читательском сердце. Главная ГДЗ этой повести – начавшееся нравственное опустошение людей. Теряются такие понятия, как совесть и правда. Люди забывают о святынях, об истории своего народа, которая передавалась из поколения в поколение. И только костяк деревни смог сохранить этот особый мир. Вот именно им мы обязаны сохранением культуры, которой гордился. Язык Распутина – это точность и ясность выражений, а самое главное – простота, которая помогла писателю в воссоздании подлинно народной жизни. Для полной остроты восприятия произведения Распутин использует лирические отступления, в которых показывает связь между людьми и природой. Старушки – костяк деревни – сравниваются с “царским Лиственем”, который не поддался руке разрушителей и остался погибать вместе с островом. А молодой лес сгорает дотла, не оставив и следа, как и молодые, уехавшие с Матеры. И конечно, если для людей святое место – кла

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания