Преобразование идеалов свободы в лирике А. С. Пушкина

Коллекция сочинений: Преобразование идеалов свободы в лирике А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин открыл золотую страницу в истории русской литературы. Ведущее место в его творчестве занимает тема свобо­ды. Верность идеалам свободы поэт пронес через всю жизнь.

Вольнолюбивое творчество Александра Сергеевича можно условно раз­делить на два периода: до восстания декабристов и после него, причем “вольные стихи», написанные до 1825 года, отличаются от более поздней свободолюбивой лирики.

В преддекабрьский период лирический герой таких стихотворений, как ода “Вольность», “К Чаадаеву», “Деревня», страстно провозглашает идеи свободы духа и личности, освобождения от “гнета власти роковой».

Ода “Вольность» написана в духе классицизма и направлена против самовластия и тирании. В начале оды поэт в поисках вдохновения взыва­ет к музе высокой гражданской лирики – “грозе царей», “гордой певице свободы»:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

Автор призывает угнетенных восстать против тех, кто насильно ли­шает их Свободы, предупреждает “тиранов мира»:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Ведущей категорией в ранний период творчества Пушкина является Закон. И каждый “владыка» должен помнить, по мысли поэта, что “ве­нец и трон» они получают не от природы – их дает Закон:

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Автор видит вокруг много страданий, боль и кровь, и все это – резуль­тат неправедной власти. Пушкин описывает казнь французского короля Людовика XVI и проводит параллель с убийством русского императора Павла I, ведь оба они были тиранами; они правили, не прислушиваясь к Закону. Поэт полон ненависти к подобным “самовластительным злоде­ям»:

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Александр Сергеевич называет “увенчанного злодея» “ужасом мира», “стыдом природы», “упреком… богу на земле».

Завершает стихотворение размышление о том, что же необходимо для справедливого и долгого царствования, для счастья народа. Пушкин при­ходит к выводу, что это – сочетание свободы и Закона:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой, —

Призывает поэт всех “тиранов мира».

А вот другое вольнолюбивое стихотворение – послание “К Чаадаеву», передовому человеку того времени. Пушкин обращается к нему не только как к другу, близкому человеку. Поэт называет его “товарищем», то есть соратником, единомышленником. Начало стихотворения связано со столк­новением Пушкина с реальной действительностью после окончания лицея:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

Далее возникает два образа: “Отчизна» и “власть роковая», противо­поставленные друг другу. Появляются архаизмы (“внемлем», “упованья», “воспрянет»), политическая лексика (“власть», “самовластье», “угнете­ние»). Все это соответствует высокому пафосу политического послания. Таким образом, стихотворение превращается из дружеского послания в политическое.

Автор выражает уверенность в том, что “минута вольности святой» обязательно наступит. Слово “звезда» в политической лексике того пери­ода символизировало революцию, а восход звезды — победу дела освобож­дения. Пушкин верит, что

…взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Таким образом, стихотворение проникнуто оптимизмом, боевым рево­люционным духом и пламенным патриотизмом.

Антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи той эпохи отразились в стихотворении “Деревня», написанном в 1819 году. Первая часть этого произведения посвящена изображению деревенской природы в светлом, спокойном и радостном тоне.

Автор описывает “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья» в духе сельской сентиментальной идиллии:

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты…

Для Пушкина характерен детально выписанный пейзаж. Все привле­кает внимание поэта: и “темный сад с его прохладой и цветами», и “луг, уставленный душистыми скирдами», и “светлые ручьи»…

Что же делает лирический герой в деревне, “на лоне счастья и забве­нья»?

Учуся в Истине блаженство находить,

Свободною душой Закон боготворить… –

Говорит поэт. Он посвящает свободное время тому занятию, которому не мог предаться “среди роскошных пиров», “забав» и “заблуждений», – размышлению.

Но во второй части ритм и характер стиха резко меняется. Автор говорит о том, что на фоне такой прекрасной природы, “цветущих нив и гор», “следов довольства и труда», крестьяне живут в ужасных условиях:

Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца…

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

“Барство дикое» жестоко притесняет “рабство тощее». Это обобщен­ные образы помещиков и крепостных крестьян.

Таким образом, стихотворение “Деревня» построено по принципу рез­кого противопоставления (антитезы). Завершается оно риторическим воп­росом:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В этом четверостишии – надежда поэта на наступление “минуты воль­ности святой», причем не в результате революции, а по инициативе сверху (“по манию царя»).

В “вольных стихах» Пушкина прослеживается его творческая эволю­ция, отражающая смену литературных направлений XVIII — начала XIX веков. Ода “Вольность» написана в духе революционного радищевского классицизма; “Деревня», начатая в духе карамзинского сентиментализма, во второй части также приобретает черты “революционной чувствитель­ности» Радищева. Послание “К Чаадаеву» – ярчайший образец зарож­давшегося в русской литературе революционного романтизма. Эти три стихотворения зачинают политическую лирику декабристов.

Восстание 1825 года — переломный момент для свободолюбивого твор­чества Пушкина. Казнены пятеро “заговорщиков», другие участники вос­стания, близкие поэту люди, сосланы в Сибирь. Эта трагедия заставила Александра Сергеевича переосмыслить свое отношение ко многим про­блемам. Пушкинская лирика последекабрьского периода наполняется новым, философским содержанием. Но поэт остается верен идеалам де­кабристов, и яркий пример тому — стихотворение “Во глубине сибирских руд…» Это дружеское послание, обращенное к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Же­лая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье», уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Поэт верит, что “придет желанная пора» и “скорбный труд и дум высокое стремленье» еще сыграют свою роль в освобождении народа: борьба будет продолжена. Стихотворение наполнено оптимизмом и верой в победу идеала свободы:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Но ни трагедия 1825 года, ни николаевская реакция не сломили на­дежды поэта на то, что народ освободится, наконец, от “оков тяжких» рабства.

В стихотворении “Арион» Пушкин изображает декабристов и себя. Декабристы (“пловцы») все время старались плыть не туда, куда их не­сли волны, то есть жизнь; они пытались грести, куда им хотелось, часто против течения. “Вдруг лоно волн измял с налету вихорь шумный…» – произошло декабрьское восстание, и в результате — “погиб и кормщик, и пловец». Спасся только “таинственный певец», который не пытался плыть против течения; он отдался стихии, доверился самой жизни, и она вынес­ла его на берег. Он пел, “беспечной веры полн», и “вихорь шумный» не погубил его. Многие погибли, но поэт остался жив и поет “гимны пре­жние», храня верность декабристам, поддерживая оставшихся в живых, вселяя в их души надежду и уверенность в победу правого дела.

Стихотворение “Анчар», написанное в 1828 году, – еще одно произве­дение, посвященное теме свободы. Оно направлено против тирании, само­властья и деспотизма. Гармония, царящая в природе, противопоставлена дисгармонии в человеческом обществе. Дерево ядовито, и ничто живое в природе не смеет приближаться к нему: “К нему и птица не летит, и тигр нейдет…» Анчар “один во всей вселенной». Но “владыка» нарушает за­кон, установленный самой природой, – запрет приближения к дереву, не­сущему смерть:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом…

Это пример настоящей тирании. Самое страшное, когда у человека нет права выбора, когда его свобода подавляется и человек умирает по воле другого. Страшно и то, что князь и, главное, слуга считают такое положе­ние вещей естественным. Князь посылает своего раба к анчару, то есть на верную смерть, и тот “послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом». Он приносит своему “непобедимому владыке» яд и умирает у его ног, но князю безразлична судьба “бедного раба». А зло, существующее в природе лишь как угроза, получает возможность осуществления:

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Таким образом, философское стихотворение “Анчар» пронизано мрач­ным настроением. Автор рисует трагические последствия отсутствия сво­боды: неограниченная власть человека над человеком приводит не толь­ко к гибели “бедного раба», но и приносит горе соседним народам.

Окончательное утверждение своей верности идеалу “вольности свя­той», подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуще­ствил в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… ». Сво­им высшим достижением поэт считает то, что своей лирой он “пробуж­дал» “чувства добрые» и, главное, что в свой “жестокий век» “восславил… Свободу».

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык, –

Утверждает автор, и он прав, ведь идеалы свободы близки и понятны всем. Никакие неудачи и трагедии не смогли сломить в Пушкине веру в высо­кие идеалы декабристов, прежде всего, в идеал Свободы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания