ТЕМА «КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ XIX ВЕКА»

Форма урока: комбинированный урок

Цель: расширить и углубить у учащихся понимание второго пути воплощения представления о времени. Задачи:

1. Закрепление полученных знаний о втором методе воплощения категории времени.

2. Развитие у учащихся способностей к анализу.

Схема урока:

1. Вводная часть (2 метода).

2. Задание 1.

3. Воплощение категории времени в картине Александра Иванова «Явление Христа народу».

4. Задание 2.

5. Заключение.

Ход урока

На предыдущих уроках говорилось о двух путях, которые наметились в творчестве Жерико, и был рассмотрен один из них, который привёл к появлению импрессионизма, из времени-ожидания, о котором говорилось, когда анализировалась картина Жерико «Плот Медузы», из этого ожидания, наполненного острым желанием сократить его, перескочить через временной промежуток, впоследствии «вырастает» мгновенное восприятие импрессионизма.

Другой путь, ведущий, наоборот, к длительному переживанию времени, к эмоциональной насыщенности переживания, был избран русской живописью.

Диапозитив или репродукция картины Александра Иванова «Явление Христа народу».

Задание: подумать, почему Александр Иванов показывает приближение Мессии издали, с какой целью отделяет пространственной паузой толпящихся на первом плане людей от Иисуса?

Учитель (после обсуждения). Александр Иванов не случайно показывает приближение Мессии издали: оно наполнено напряжённым чувством ожидания не только в смысле расстояния в пространстве, но ещё больше и в смысле дистанции во времени. Эмоциональная динамика великолепно просматривается в некоторых эскизах А. Иванова, например, показывая путь Христа на Голгофу, он воспроизводит не физический путь,

А эмоциональный, т. е. путь ожидания и страха, предчувствия и отчаяния, не место действия, а время переживания.

Видеоряд: Суриков «Утро стрелецкой казни». 2. Репин «Иван Грозный».

Задание: определить, какой из двух методов воплощения категории времени избран художниками (мгновенного восприятия или длительного переживания).

Учитель (после обсуждения). И Суриков, и Репин избирают второй путь – путь длительного переживания времени, но картина «Утро стрелецкой казни» позволяет зрителю ощутить широкую волну социального времени, а картина «Иван Грозный», благодаря Репину, позволяет нам прикоснуться к остроиндивидуальному переживанию времени.

Задание: составить описание картины Репина «Не ждали» и картины Рябушкина «Едут» (письменно). В этих произведениях острое переживание времени входило в непосредственный замысел художника попытаться объяснить, какими средствами удаётся воплотить это переживание.

Домашнее задание:

1. Продолжить работу над описанием картин Репина и Рябушкина.

2. Подготовить общие сведения о европейском символизме и футуризме (по выбору).

Вопросы к теме:

1. В чём заключается особенность концепции времени в русской исторической живописи XIX века?

2. Каковы преимущества и недостатки второго метода воплощения категории времени в живописи?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания