Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского

Коллекция сочинений: Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского

Личность В. В. Маяковского до сих пор недостаточно по­нятна как для исследователей — критиков и литературоведов, так и для почитателей таланта этого поэта. Споры о значении его поэзии в русской литературе не утихают и по сей день: одни возвеличивают Маяковского, говоря о том, что он создал новый тип поэзии, разрушил рамки старого искусства и внес своеобразную “свежую струю» в литературу первой трети XX века; другие же заявляют, что Маяковский был продаж­ным поэтом, служакой у руководителей Советского государст­ва, и с большим сомнением называют его поэзию поэзией. Тем не менее все сходятся в одном: личность Маяковского, его творчество, его стихи были неоднозначны и очень противоречивы.

Для В. В. Маяковского, конечно, было необычайно важно его творчество, он не мог не думать о своем месте в жизни, о том, ради чего он писал. В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. В раннем творчестве прослеживается тенденция близости к футуристам, и задача поэзии для Маяковского в то время — это создание новых форм, самоценность средств выражения, конструктив­ность восприятия мира и — во многом — эпатаж и игра, про­тивопоставление себя окружающему миру. Уже расходясь с идейно-формальными установками футуризма, чувствуя тес­ноту рамок одного направления для выражения своего таланта, Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переуст­ройство мира. Он бросает вызов обществу, считая невозмож­ным для поэта молчать в то время; наиболее сильно это про­явилось в стихотворении “Нате!»:

Все вы на бабочку поэтиного сердца

Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

Ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется — и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам

Я — бесценных слов транжир и мот.

Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назна­чении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопо­ставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований. В этот же период поэт пишет трагедию “Владимир Маяков­ский», в которой показывает трагическое противостояние оди­нокого поэта мещанской толпе. Однако тема отношений поэта и толпы уже связана с темой ответственности художника перед историей и обществом. Поэт Маяковского — фигура трагичес­кая; он прямо заявляет о переплетенности своей судьбы с судь­бами всех изуродованных горем и страданиями людей. Мая­ковский проводит мысль о том, что поэзия должна быть за­щитником обездоленных, угнетенных, а поэт — рупором их страданий и мучений; поэт не должен оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со стороны. Эта же мысль присутствует и в поэме “Облако в штанах»; за поэтами должны идти — кто?

А за поэтами —

Уличные тыщи:

Студенты,

Проститутки,

Подрядчики.

Нам, здоровенным,

С шагом саженьим,

Надо не слушать, а рвать их…

Этот протест против мещанской, обывательской культуры, мещанского быта, эта сила, буря, способная снести все на своем пути, — вот что такое, по мнению Маяковского, настоящая поэзия. Но в “Облаке в штанах» Владимир Владимирович вы­ступает уже в иной роли, в роли “предтечи» революции:

…в терновом венце революций

Грядет шестнадцатый год.

А я у вас — его предтеча;

Я — где боль, везде…

Желание разрушить отжившее, старое, гнилое, желание создать что-то свое, новое и светлое — вот в чем суть поэзии Маяковского до революций 1917 года.

Октябрьские события в 1917 году совершенно переменили настрой и направленность творчества Маяковского, изменили его представление о назначении поэта и поэзии. Маяковский воспринимает революцию как главное дело в своей жизни, и теперь поэт и поэзия должны защищать революцию, восхва­лять ее, бороться (так считал Маяковский) за светлое будущее. В “Оде революции» он пишет:

Тебе обывательское

— о, будь ты проклята трижды! — и мое,

Поэтово

— о, четырежды славься, благословенная!

Маяковский работает в “Окнах РОСТа», пишет агитки, рисует плакаты в поддержку молодой Советской республики, искренне веря в новые идеалы. Поэт считает, что творчество, создание стихов такой же тяжкий труд, как и работа у станка. В стихотворении “Поэт рабочий» Маяковский говорит о том, что

Я тоже фабрика.

А если без труб,

То, может,

Мне

Без труб труднее.

Но труд поэтов — почтенный паче —

Людей живых ловить, а не рыб.

Огромный труд — гореть над горном,

Железа шипящие класть в закал.

Так аллегорический Маяковский заявляет, что он тоже пролетарий, но — пролетарий духа.

Труд мой

Любому

Труду

Родствен, —

Пишет он в “Разговоре с фининспектором о поэзии» — стихо­творении, в котором и сам как бы излагает основные пред­ставления о себе, о своем творчестве и о роли поэзии. В сти­хотворении видно противопоставление обыденного факта — визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога ли­рического героя, речь которого становится все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением; поэт рассуж­дает о “месте поэта в рабочем строю», приравнивает свой труд к промышленному производству, говорит о потерях, о “тра­тах» на материал, объясняет понятие рифмы, которое пере­растает в своеобразную метафору поэтического труда:

— Поэзия

Вся! —

Езда в незнаемое..

Поэт пытается раскрыть тайну поэзии для самого себя и для других людей. В то же время читатель видит постоянные переходы от высокопоэтического, эмоционального языка к со­вершенно конкретному, деловому разговору. В стихотворении возникает своеобразный драматургический сюжет, в котором вполне представлена роль сценического партнера, хоть он и не говорит ни единого слова. Маяковский как бы подводит итог своему творчеству:

А что,

Если я

Десяток пегасов

Загнал

За последние

15 лет?

А результат этого — “страшнейшая из амортизации — амортизация сердца и души…». Маяковский приходит к вы­воду, что труд поэта не оплатишь деньгами — он оценивается другой мерой — жизнью поэта, которой он оплачивает высокое и нелегкое право на бессмертие:

Поэт

Всегда

Должник вееленной…

Слово поэта —

Ваше воскресение,

Ваше бессмертие,

Гражданин канцелярист.

Через столетья

В бумажной раме

Возьми строку

И время верни!

Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в ранее написан­ном стихотворении “Юбилейное», посвященном 125-й годов­щине со дня рождения А. С. Пушкина.

Маяковский признает вечность Пушкина; рассуждая о зна­чении своей поэзии, он достаточно скромно заявляет, что

После смерти

Нам

Стоять почти что рядом…

И после этого дает характеристику своим современникам, сожалея, что

Чересчур

Страна моя

Поэтами нища!

И, говоря о живости слога и поэзии Пушкина даже в со­временное ему, Маяковскому, время, он пишет:

Были б живы —

Стали бы

По Лефу соредактор.

Я бы

И агитки

Вам доверить мог. Раз бы показал:

— вот так-то, мол,

И так-то…

Вы б смогли —

У вас

Хороший слог.

Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки, которые, по моему мнению, отражают ис­тинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэту, и к Поэзии во всем его творчестве:

Ненавижу

Всяческую мертвечину!

Обожаю

Всяческую жизнь!

Но наиболее ярким выражением отношения Маяковского к роли поэта и поэзии явилось вступление в поэму “Во весь голос» — одно из самых последних произведений поэта.

Вступление представляет собой обращение к потомкам, а также является своеобразным подведением итогов творчества поэта, его жизни, попыткой взглянуть на себя со стороны. В этой автохарактеристике есть вызов: Маяковский показывает, что задача поэта максимально, предельно “обрублена»:

И мне

Агитпроп

И мне бы

Строчить

В зубах навяз,

Доходней оно

Романсы на вас —

Ноя

Себя

И прелестней.

Смирял,

Становясь

На горло

Собственной песне.

Поэт говорит о том, что столь грубо изменила задачу ли­тературы революция; но здесь поэзия — баба капризная, от которой Маяковский отделяет себя, отделяет от “лирических водоизлияний» молодых поэтов; он выступает в роли агитато­ра, горлана-главаря, утверждая свое достоинство в будущем и надеясь на понимание потомков. В стихотворении есть неко­торая перекличка с “Памятниками» Пушкина и Державина:

Мой стих дойдет

Через хребты веков

И через головы

Мой стих

Поэтов и правительств…

Трудом

Громаду лет прорвет

И явится

Весомо,

Грубо,

Зримо…

Маяковский как бы проводит “парад» своих стихов — они

…стоят

Свинцово-тяжело,

Готовые и к смерти

И к бессмертной славе.

Поэт не исключает и забвения (“умри, мой стих…»), но надеется, что потомки сами определят его место среди поэтов, для него же критерий истины — честность. В стихотворении звучит и мотив памятника:

Пускай нам

Общим памятником

Будет

Построенный

В боях

Социализм.

Для Маяковского судья в будущем — “планеты пролета­рий», и именно ему поэт отдает все свое наследие, “до самого последнего листка».

Поэт привлекает внимание читателя различными интона­ционно-синтаксическими средствами: в стихотворении есть и деловая речь, и страстная проповедь, и исповедь, и сниженная до просторечий (“кто их, к черту, разберет!») полемика; то­нальность иногда меняется даже в одной строке.

Заключение поэмы — это отражение пафоса времени и представлений поэта, пафос его личности. Маяковский наде­ется на объективную оценку своих творений потомками с точки зрения нравственной и эстетической значимости.

Б. Пастернак назвал “Вступление…» “предсмертным и бессмертным документом». Он был прав; без этой заключи­тельной поэмы Маяковский для нас, потомков, возможно, ос­тался бы слишком простым, и возможно, что без нее мы не смогли бы разрешить многих загадок личности этого, без со­мнения, великого поэта, а также его отношения к жизни и к поэзии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания