Жизнь и творчество А. Солженицына

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, сегодня по праву занимает достойное место в исто­рии русской литературы. После издания “Архипелага ГУЛАГа” (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в миро­вой литературе уже не осталось произве­дений, которые представляли бы большую опасность для отходящего советского ре­жима.

Эта книга раскрывала всю сущность то­талитарного режима. Пелена лжи и само­обмана все еще застилавшая глаза мно­гим нашим согражданам, спала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной сто­роны, документального свидетельства, с другой – искусства слова, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фан­тастический мартиролог жертв “строи­тельства коммунизма” в России за годы советской власти – уже ничего не удиви­тельно и не страшно!

Краткое жизнеописание Александра Исаевича таково: дата рождения – декабрь 1918 года, место рождения – город Кис­ловодск; отец происходил из крестьян, мать – дочь пастуха, ставшего впослед­ствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математичес­кий факультет университета, одновремен­но поступает заочником в Московский ин­ститут философии и литературы. Не закон­чив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 1945 года в звании капитана арестован – в его’ переписке бы­ли обнаружены антисталинские высказы­вания – и осужден на восемь лет, из кото­рых почти год провел на следствии и пере­сылке, три – в тюремном НИИ и четыре самых трудных – на общих работах в поли­тическом Особлаге. Затем был поселок в Казахстане “навечно”, однако в феврале 1957 года началась реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После опуб­ликования в 1962 году рассказа “Один день Ивана Денисовича” был принят в Со­юз писателей. Но впоследствии вынужден был публиковаться в “Самиздате” или пе­чататься в зарубежье. В 1969 году из Сою­за писателей исключен, в 1970 году удос­тоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в связи с выходом первого тома “Архипелага ГУЛАГа” насильственно выдво­рен из Советского Союза. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американ­ский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России. В 1996 году Александр Исаевич возвращается в Рос­сию. Таков нелегкий жизненный путь пи­сателя.

Хотя сам писатель и утверждал, что на­иболее влекущая его в литературе фор­ма – “полифоническая с точными приме­тами времени и места действия”, из пяти его крупных вещей, как это ни удивитель­но, романом в полном смысле этого слова можно назвать лишь “В круге первом”, ибо “Архипелаг ГУЛАГ”, согласно под­заголовку, – “опыт художественного исследования”, эпопея “Красное коле­со” – “повествование в отмеренных сро­ках”, “Раковый корпус” (по авторской во­ле) – повесть, а “Один день Ивана Дени­совича” – рассказ.

Роман “В круге первом” писался 13 лет и имеет семь редакций. Сюжет отталкивает­ся от того, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы ска­зать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на “шарашку” – на­учно-исследовательской учреждение сис­темы МГБ, в котором заключенные созда­ют методику распознания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: “Шарашка – высший, лучший, первый круг ада”. Воло­дин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: “Вот видишь круг? Это – отечество. Это – первый круг. А вот вто­рой, он шире. Это – человечество. И пер­вый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, оте­чества и разные у всех…”

Замысел рассказа “Один день Ивана Де­нисовича” появился на общих работах в Экибастузском особом лагере. “Я таскал носилки с напарником и подумал, как нуж­но бы описать весь лагерный мир одним днем”. В повести “Раковый корпус” Солже­ницын выдвинул свою версию “возбужде­ния рака”: сталинизма, красного террора, репрессий.

Чем притягивает творчество Солженицы­на? Правдивостью, болью за происходя­щее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не поте­ряйтесь в истории. “Скажут нам: что ж мо­жет литература против безжалостного на­тиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ло­жью, – писал А. И. Солженицын. – А нуж­но сделать простой шаг: не участвовать в лжи. Пусть это приходит в мир и даже ца­рит в мире, – но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: побе­дить ложь!” Солженицын и был таким писа­телем, который победил ложь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания